Дмитрий Викторович Каварга — российский художник. Принимает участие в отечественных и зарубежных выставках с 1988 года. Свой путь начал с живописи, но позднее обрел узнаваемый стиль в биоморфных скульптурах и интерактивных инсталляциях.
Большой цикл работ основан на синтезе искусства и технологий, в том числе Дмитрий использует 3D печать. В настоящее время художник работает с широким спектром полимеров, служащих, как материалом масштабных ландшафтных скульптур, так и миниатюрных детализированных композиций.
Дмитрий Каварга, художник
Искусством я занимаюсь с самого с детства, без перерывов на что-либо другое. Что касается именно скульптуры - с объёмом работаю уже лет двадцать. Сначала это было папье–маше, всевозможные шпатлёвочные пасты и клеи. Затем я случайно узнал о существовании полистирола, который и распахнул для меня окно в стихию полимеров. Разумеется, в то время ни о какой 3D печати не было и речи, во всяком случае в России. Впервые о 3D принтере я услышал в 2011 году.
«Весеннее вещество» из цикла «Архивация постчеловеческого компоста», 2019.
В современном искусстве есть такой термин - «технологическое искусство». Художники, активно применяющие в своих работах различные технологии, выходят за рамки территории самого искусства, совершая порой научные микрооткрытия. Находясь в состоянии постоянного живого эксперимента и синтеза различных медиа, взаимодействуя с учёными, инженерами, робототехниками, они открывают новые смыслы и неожиданные технические решения, как бы взламывают привычные прагматичные коды внутри себя. Ими движет поиск новизны, желание быть на острие времени и мысли, а не рутинное занятие прикладными практиками.
Если говорить о моём взаимодействии с технологиями, то не я использую их, а они меняют меня. Любой появившийся у меня новый инструмент, будь то аппарат высокого давления для напыления пенополиуретана или 3D принтер, меняет как сами темы последующих работ, так и их пластические воплощения. Я отдаюсь воле их воздействия на своё творческое сознание и наблюдаю за происходящим. Это по-настоящему интересно.
«Модель биометрических отражений» 2011. Экспозиция «Жизнь. Версия науки» второй международный sci-art фестиваль. Центр современного искусства «Винзавод», цех Белого.
В 2011 году при поддержке фонда некоммерческих программ «Династия» мы работали над большим интерактивным роботизированным объектом «Модель биометрических отражений» - в нем применялась биологическая обратная связь. Контактирующий с объектом человек должен был приводить в движение механизмы и формообразования внутри скульптуры теплом своей руки, усилием мысли, ритмами кровотока и эмоциональной активностью.
Над этим объектом мы трудились вместе с инженером, программистом, психофизиологом и робототехником. Именно тогда у нас появилась идея подключить к скульптуре ещё и 3D принтер, чтобы после каждого контакта с людьми сама собой печаталась абстрактная микроскульптура, своеобразный слепок конкретного контакта. Идея повисла в воздухе на какое-то время, но не была реализована, это было дорого, сложно технически и программно.
«Нападающий» из цикла «Атлеты Неофутуризма» металл, полимеры, пенополиуретан, 3D печать, 320х120х130см, 2018.
Какое оборудование используется?
Но сама мысль о принтере не давала мне с той поры покоя. В начале 2017 я купил свой первый принтер и это был Picaso 3D Designer.
Подходящую модель я выбирал долго - пришлось советоваться со всеми знакомыми робототехниками. В итоге нескончаемых бесед, выбор всё же пал на PICASO 3D Designer - уже тогда это был проверенный временем и оптимальный для воплощения замыслов аппарат. Этот принтер по сей день жив, и продолжает работать у меня в мастерской.
Был момент, когда времени до открытия выставки оставалось мало, и мой Picaso уже не справлялся физически с объемами работы - тогда я приобрел принтер Prusa. К выставке подготовиться удалось, но качество поверхности печати Prusa значительно ниже, что для меня неприемлемо. Разумеется, существует постобработка, готовые скульптуры я покрываю защитным полиуретановым покрытием, но грубую печать уже ничем не забить, она обязательно вылезает, оттягивая на себя мои нервы и внимание. Кроме этих двух у меня есть небольшой фотополимерный принтер, который печатает самую мелкую и детализированную пластику.
А совсем недавно у меня появилась новая модель принтера - Designer Classic. Решил, что два PICASO лучше одного - для моих замыслов их усилий пока достаточно. Еще есть планы по сборке большеформатного принтера, пока не знаю, что это будет за зверь, но рано или поздно он у меня появится.
Как распечатанные детали применяются в работах?
Основная задача 3D принтера в моей мастерской - печать массы мелких деталей, элементов скульптур. Детали эти разные - как конструктивные, состоящие из прямых линий и геометрических форм, так и биоморфные, повторяющие пластику живых существ. Всевозможные кубики, шестеренки, фигурки людей и животных, прочие объекты.
«Эволюционное вещество» из цикла «Архивация постчеловеческого компоста», 2020 фрагмент.
До появления 3D принтера каждый элемент приходилось изготавливать вручную, затем снимать форму из резины и отливать бесконечные копии деталей. Качество меня устраивало, но отлить возможно не всё, даже в сложную форму из хорошей резины. К тому же, если говорить о времени жизни, то принтеры сэкономили мне несколько месяцев усердной работы и продолжают это делать.
Для печати изделий я использую только белый ABS пластик, поскольку затем окрашиваю их либо акрилом, либо защитным покрытием с пигментом. Я выбрал для себя самое базовое оборудование, поскольку, в моём случае, самое сложное всё же делается руками. Принтер же лишь вспомогательный инструмент с простой и чёткой задачей, которую он должен исполнять исправно и качественно.
Подготовкой моделей и печатью занимается моя супруга, вместе с которой мы и образуем надёжную опытную команду с большим стажем. Большинство используемых моделей - это уже готовые формы, которые дорабатываются в 3D-max. Отсекается лишнее, достраивается необходимое, что-то сращивается из нескольких фигур, меняются позы - затем детали идут в печать.
Отпечатанный материал постепенно скапливается в тематических ящиках – «головы», «голые люди», «живность», «конструкции», «философы», «поэты», «политики», «мусор» и т.д. По мере необходимости всё это идёт в дело, зачастую подвергаясь экстремальным термическим и химическим деформациям…
«Женское вещество» из цикла «Архивация постчеловеческого компоста», 2020.
Цикл «Архивация постчеловеческого компоста», это большое количество пробирок разной формы, внутри которых затвердевшие сгустки всевозможных экзистенциальных или социальных процессов, явлений, понятий, будь то «Эволюционное вещество» или «Женское», «Философское» или «Революционное». Эти субстанции и составляют в своей совокупности сформированную человечеством картину мира, ту реальность, в котором мы существуем.
Были у меня замыслы сканировать собственные готовые скульптуры и печатать уже их в качестве элементов для новых скульптур. Но, как правило, они обладают большой детализацией, и при уменьшении детали истончаются, становясь совсем хрупкими, либо исчезают вовсе. Плюс постобработка поверхности и избавление от поддержек - процесс становится нецелесообразным. Выходит, что проще, быстрее и интереснее делать новое вручную.
«Токсицизма 10» из цикла «Токсикоз Антропоцентризма» 90x90x7 стекло, полимеры, 3D печать, 2019, фрагмент.
Идеи объектов, как правило, вырастают одна из другой, зачастую двигаясь витками. К примеру, скульптуры цикла «Архивация постчеловеческого компоста» берут начало из более раннего «Токсикоз Антропоцентризма», а ещё ранее из проекта «Палео-Гео-Морфология».
«Полиэфирное вещество» металл, полимеры, 3D печать, 180х170х110см, 2021 фрагмент.
«Парк биоморфной скульптуры»
Расскажу о нескольких уличных обитаемых скульптурах, замысел которых сформировался давно, воплощение состоялось прошлым летом, а реакция местных жителей опрокинула и срезала все дальнейшие планы.
В лесу, на острове очень далёкого озера в Ленинградской области, мы решили создать парк биоморфной скульптуры. Специфика всех объектов парка объединена одним общим принципом – каждая скульптура должна являться своеобразным «ковчегом» для проживания в нём животных, птиц, насекомых или рыб, быть заселена растениями, взаимодействовать со стихией ветра или воды, леса, облаков, туманов, солнца и т.д.
«Домик для птиц» (на три гнезда), 2020, 100х80х70 полимеры, 3D печать, фрагмент.
Три первых работы для парка были созданы и привезены на место. На создание каждой ушло примерно две недели. Это домики для птиц, которые мы укрепили на деревьях, издалека они напоминают естественные древесные наросты - «капы». Материалом для них послужили переплавленные фрагменты скульптур разных лет, которые я соединил в единые довольно сложные конструкции, рассчитанные на заселение тремя семьями птиц в каждую.
Внутренняя поверхность домиков-ковчегов покрыта мягким вспененным полимером, а внешняя представляет собой защитный твёрдый панцирь из множества обнаженных человеческих тел и бюстов исторических персонажей, философов, поэтов, политиков, полководцев и т.д. Таким образом, антропоцентрические проекции в виде 3D печатных фигур служат хорошим утеплением стен птичьих домов. Со временем бюсты и тела покроются выделениями обитателей, подёрнутся биологическими наростами и лесным сором, найдя своеобразное упокоение в растворяющей нарратив их образов природной среде.
Готовые скульптуры были покрыты полимером, защищающим их тела от воздействия уф-лучей и другой непогоды. Этот проект можно назвать интимным - он про слияние искусства с природой вдали от человеческих глаз. Тем более ошеломляющей оказалась реакция местных дачников, случайно прознавших о скульптурах. Помимо жалоб в Роспотребнадзор, лесничество и областную управу, я получал, преисполненные праведногго гнева, брани и угроз физической расправы письма в личные сообщения в соцсетях.
Где посмотреть работы?
Из того, что возможно увидеть в любое время, большая интерактивная инсталляция «Модель биполярной активности» в Питерском музее Эрарта. Там же стоит двухметровая скульптура, состоящая из множества мелких деталей, «Керн» из цикла «Палеогеоморфология». Сейчас я работаю над большой уличной скульптурой, в которой также будет много 3D печати. Эта скульптура станет частью экспозиции музея академика Павлова в Колтушах (Ленинградская область). Ну и те скульптуры на деревьях, о которых говорилось выше. Можно приехать в деревню Гонгиничи-Великий двор Подпорожского района Ленинградской области и увидеть их воочию, заодно посетив там же 21 метровый объект Каварга-Скит.
«Революционное вещество», из цикла «Архивация постчеловеческого компоста», 2020 оргстекло, 3D печать, полимеры, 92Х15, фрагмент.