Истории применения

Башкирский костюм

Можно ли воссоздать старинный костюм с помощью современных технологий так, что отличить его от оригинала было практически невозможно? Уже около 5 лет в Уфе энтузиасты занимаются возрождением традиций своей Родины.

Последние несколько лет Ильдар увлекается этнографией, изучает смысловые нагрузки древних башкирских костюмов и их элементов, занимается пошивом костюмов на основе исторических материалов. 

Ильдар Гатауллин, дизайнер, этнограф, историк, реконструктор, художник по костюмам. 

В 2008 году мной был изготовлен первый реконструированный башкирский костюм. Это была именно реконструкция, а не стилизация или театральная бутафория. Все элементы воссозданы мной в соответствии с оригиналами. Каждый год я стараюсь участвовать в различных фестивалях, связанных с реконструкцией, воссозданием исторических событий и образов разных народов. 
Сегодня со мной работает целая команда опытных и увлечённых людей, работой которых я горжусь. Моими верными спутниками стали художник Салават Ганеев и швея Зульфия Флюровна
Основой для воссоздания образов служат музейные экспонаты, этнографические зарисовки, частные коллекции. Мы собираем всю ценную информацию, сохраняя её уникальность и самобытность. Основная проблема - поиск подходящих материалов. Рисунки, вышивка на ткани и текстура – дело решаемое, но в национальном башкирском костюме присутствует множество металлических деталей, которые раньше создавали вручную. Сейчас воссоздать подобные детали достаточно сложно. 
bashcos.jpg
С 2012 года я начал интересоваться аддитивными технологиями и обдумывал возможность их применения в наших проектах. Конечно же, в то время принтеры были не так доступны, как сейчас, а качество печати и расходных материалов оставляло желать лучшего. Я ждал настоящего технологического прорыва, ведь мысль о том, что с помощью 3D печати я смогу с лёгкостью воссоздать любую форму и нужную мне текстуру деталей, не давала мне покоя. 
В конце 2013 года мне удалось купить свою первую модель принтера у своего хорошего знакомого – Ильнура. Это был зарубежный механизм, на котором я и практиковался некоторое время. Уже тогда я установил для себя главное правило, которого придерживаюсь до сих пор – печатать только уникальные прототипы собственной разработки. 3D принтер дал огромное поле для творчества. Зачем печатать не уникальные вещи? Видимо, во мне всё же преобладает художник, и первое напечатанное мной украшение вызвало бурю эмоций! 
bashcos.jpg
Однако вскоре мой восторг немного утих, поскольку началась борьба с заграничной игрушкой. Я стал подмечать недостатки конструкции, хотя сам далеко не технарь. Да и печатные изделия требовали дополнительной обработки, но для меня это неприемлемо, ведь детализация в моих разработках очень важна. 
Ильнур, как специалист по технической части, интересовался всеми новинками, принимал участие в крупных выставках по 3D печати. От него я узнал о существовании выставки 3D Print Expo. Это одна из самых масштабных выставок по 3D печати в России, и я непременно решил посетить её. 
Приехав в Москву в октябре 2014 года, я был удивлён не только размахом мероприятия, но и представленными технологиями. Мой национальный костюм также вызвал немалый интерес! Я оказался единственным российским модельером, который применяет 3D принтеры для создания национальных костюмов. Все три дня я путешествовал по стендам, общался с представителями компаний, впитывал всю информацию, собирал буклеты и образцы печати. Именно на этой выставке я и нашел своего нового помощника. 
bashcos.jpg
После приобретения нового принтера PICASO 3D Designer я поставил перед собой задачу – сделать новый костюм более достоверным, тем более, что вместе с принтером мне доставили 2 килограмма серебряного ABS пластика. Меня поразило, что изделия из него на первый взгляд сложно отличить от настоящего металла, они даже переливаются на солнце. Еще 1 килограмм пластика был цвета слоновой кости, и он отлично подходил для создания ракушек каури, которые нашивались на головные уборы. 
Проект нового костюма содержит множество оригинальных, воссозданных украшений 18-19-го века, выполненных с помощью 3D печати. Моделирование украшений и элементов в сумме заняло несколько дней, печать одного элемента – от 4 до 12 часов. Также достаточно много времени мы потратили на окраску изделий. 

А теперь немного о цифрах… 

До появления 3D принтера мы использовали настоящие украшения из серебра, которые, конечно же, получаются достаточно дорогими. Например, пара небольших серёжек стоит около 3000 рублей. Для сравнения, серьги, созданные с помощью принтера, стоят от 100 до 400 рублей за пару. 
Кроме того, ажурные серёжки нереально сделать с помощью ЧПУ станка, изготовить литьём или штамповкой. Это можно сделать только на 3D принтере. Костюм, созданный при помощи принтера, дёшев и имеет небольшой вес, что также очень важно. 
Сначала мы собрали головной убор «кашмау», потом нагрудник «сакал», сшили халат и платье. Этот проект посвящён костюму и ювелирному делу Башкирии 18-го-19-го века. 
Костюм, созданный с помощью 3D принтера, стал для нашей команды еще одной ступенью к достижению новых высот! Сходство напечатанных элементов с оригиналом - это серьёзный прорыв для всей Башкирской культуры. 
bashcos.jpg
Наша команда планирует и дальше использовать 3D принтер в своей деятельности, создать целую коллекцию костюмов в национальном колорите. Печатные украшения недорогие, быстро изготавливаются и обладают небольшим весом. В планах – изготовить с помощью принтера не только украшения, но и основу–каркас для костюма. 
Мы надеемся, что наши проекты найдут пути распространения и широкого применения, ведь мы вкладываем частичку своей души в создание каждого элемента. Возрождение старых традиций, обрядов и образов дают толчок к тому, чтобы многие люди обратились к своим корням, вспомнили культуру своего народа и бережно хранили её, передавая своим потомкам.
bashcos.jpg