«Архитектура это диалог. С заказчиком, с городом, со всеми его жителями. Но на словах никого не убедишь, нужна наглядность. Есть много способов представить свой проект в выгодном свете, в частности — изготовить макет, о чем и пойдет речь далее.
Архитектор сталкивается с макетированием в течение всей своей практики, будь то работа в дизайн-студии, крупной компании или, как в моем случае, индивидуально. Часто макет является ядром проекта. Это ответственный процесс, занимающий большое количество времени и сил.
Существует много различных типов макетов. Независимо от специфики конкретного проекта, их можно разделить на три большие группы: чистовые, рабочие и макеты застроек.
Чистовой макет предназначен для утверждения проекта на архитектурном совете, в мэрии или у заказчика, а иногда играет рекламную роль. Такой макет, как правило, реалистичен и очень сложен для самостоятельного изготовления. Распространённая практика — поручать его создание профессионалам из специализированной макетной мастерской. К сожалению, цена работы настолько высока, что возместить себе его стоимость можно только при крупном заказе.
Другое дело — рабочий (черновой) макет. Его архитектор использует как чертёжную доску: рисует на нём, добавляет новые элементы, что-то переделывает. Всегда есть несколько вариантов рабочих макетов, их цель — отразить объёмно-пространственную композицию. Качество такого макета – не главное. В первую очередь, он должен быть простым, недорогим в исполнении, лёгким, а также создание чернового макета не должно занимать много времени и сил.
Макет застройки — задача для архитекторов крупных фирм, занимающихся градостроительством и городским планированием. Этот тип — нечто среднее между рабочим и чистовым вариантом. Создание такого макета - кропотливая и долгая работа, она предполагает высокую точность проработки и презентабельный внешний вид. План, отражённый в макете, часто охватывает огромную территорию и заглядывает на годы вперёд. В моей практике бывали случаи, когда к утвержденному проекту приходилось возвращаться месяцы спустя, продумывая и улучшая его.
Как же избавиться от изнурительной ручной работы, клея и картона? Выход есть — умело совмещать современные технологии. С каждым годом автоматизированные процессы на промышленном оборудовании всё доступнее: фрезеровка, гравировка, выжигание. И, конечно же, 3D печать.
Технологий печати много, между собой они различаются кардинально, как по результату, так и по стоимости. Сейчас всё ещё популярно распечатывать модельки на гипсовом принтере, эта услуга доступна, сформирован целый рынок. На фоне изделий, сделанных вручную, гипсовые фигурки выглядят очень достойно, но, тем не менее, у такой печати есть и ряд минусов. Гипсовый принтер не может точно повторить геометрию поверхности, не может печатать мелкие детали, цвет выходит блёклым, а макет хрупким. Кроме того, такой материал (гипс, смешанный с полимером) имеет довольно высокую цену (на сегодняшний день 1см3 гипса стоит около 50р).
Для меня наиболее выгодным стал вариант персонального 3D принтера. Во-первых, он всегда под рукой: стоит на столе, рядом с компьютером, не занимает много места. Можно следить за процессом и результатом. Из-за простоты использования и невысокой стоимости, принтер можно позиционировать как бытовую оргтехнику. Материал — твердый пластик — прочен, его можно брать в руки, не боясь испортить, можно даже мыть. Важный плюс – пластик легко найти, а его цена приятно удивляет.
Знакомство с PICASO 3D
Несколько лет назад мне посчастливилось познакомиться с российской командой PICASO 3D. Они помогли мне разобраться в хитростях 3D печати на начальных этапах. Позже, пользуясь приобретенным опытом, они создали удобную инструкцию и интуитивно-понятное программное обеспечение. ДЛя многих непривычно использовать трёхмерный станок, кому-то в новинку моделировать, но теперь обучение не занимает больше получаса, а в случае возникновения вопросов - всегда можно обратиться в службу сервисной поддержки, где с легкостью помогут в настройке и ознакомлении с устройством.
С помощью PICASO 3D Designer у меня появилась возможность создавать макеты всех трёх типов — что-то целиком, что-то по частям. Насколько мне известно, некоторые архитектурные мастерские уже используют 3D принтеры.
Немного о цифрах
Себестоимость готового макета уменьшается в разы: картон, купленный в художественном магазине, стоит гораздо дороже пластика, затраченного на печать необходимой детали. Время, которое я мог потратить на изготовление этой модели вручную (вырезание, склейка всех деталей), тоже стоит многого.
Макет, который я создал с использованием PICASO 3D Designer, обошёлся мне в 5500руб. Из них 1000 р. — фанерная основа, 3000 р. — фрезеровка и 1500 р. — материал для 3D печати (катушка пластика). Его размер — немного меньше квадратного метра. Затраченное время – 2 дня на создание модели и 3 дня печати принтера (без моего участия).
В итоге - я экономлю практически 100% своего времени: принтер печатает, я занимаюсь другой работой. Появилось больше времени на продумывание деталей, доработку. При желании можно даже подарить понравившуюся часть макета заказчику — ведь любой элемент можно легко восстановить и размножить».