Истории применения

Электромотоцикл MIG R2

Инженеры Передовой инженерной школы электротранспорта из Московского политехнического университета создают самый быстрый электромотоцикл в мире.

Московский политехнический университет — один из крупнейших вузов России. Университет выпускает инженеров по широкому спектру направлений, в том числе специалистов в сфере информационных технологий (IT), биотехнологии, интеллектуальной энергетики, беспилотного транспорта и машиностроения.

Преподаватели-практики делают упор на закрепление пройденного учебного материала с помощью проектной деятельности. Во время обучения студенты нарабатывают опыт, сотрудничают с крупными мировыми компаниями и повышают свою квалификацию. В Университете созданы научно-технические центры, обеспечивающие проектную работу студентов и сотрудников. Один из таких центров относится к подразделению Передовой инженерной школы электротранспорта.

Передовая инженерная школа (ПИШ) электротранспорта — это новый формат подготовки высококвалифицированных Т-образных кадров* для развития электромобилестроения в России.

polytech_1.jpg

«Московский Политех сотрудничает с национальными лидерами в автомобильной промышленности России: «Камазом», разработчиком отечественных автомобилей бизнес-класса «Аурус» – «НАМИ», крупнейшим автосборочным предприятием мира – «Автотором»». Благодаря включению в преподавательский состав экспертов из ведущих компаний отечественного автопрома, обучение ориентировано на потребности современного рынка. Проектная деятельность в конструкторском бюро под руководством индустриальных партнеров позволяет получить уникальный опыт разработки и производства современных высокотехнологичных транспортных средств», – говорит ректор Московского Политеха Владимир Миклушевский.

Электротранспорт

История развития данного направления началась в 2013 году со студенческих соревнований SmartMoto Challenge, ежегодно проходящих в Барселоне и собирающих участников со всего мира. На протяжении 6 лет инженеры создавали электромотоциклы для SmartMoto и занимали со своими проектами призовые места. А в 2019 году впервые приняли участие в фестивале скорости на льду — Байкальская миля.

polytech_2.jpg

В первый год существования фестиваля команда была единственным представителем электротранспорта и смогла поставить рекорд 105 км/ч. К 2020-му году специально для установления рекорда скорости на прямой инженеры разработали уникальный мотоцикл. Со своей задачей мотоцикл MIG R справился и установил рекорд скорости на льду в классе — 210,6 км/ч.

Электромотоцикл MIG R2

На данный момент команда работает над электромотоциклом MIG R2 для скоростных соревнований, а также занимается электрификацией квадроцикла компании Stels.

После участия в Байкальской миле появилось более четкое понимание, на что способна команда с точки зрения конструирования электротранспорта. Было принято решение создать мотоцикл, подходящий не только под регламент данного фестиваля, а также способный выступать в иных скоростных сериях.

polytech_6.jpg

На текущий момент мотоцикл собран и прошёл тестовые испытания на байкальском льду. Исходя из собранной на тестах информации, инженеры готовят ряд улучшений устройства. После тестирования на асфальтовом покрытии MIG R2 будет адаптирован для использования на дорогах общего пользования.

polytech_3.jpg

Работа команды состоит из этапов: сначала идёт работа над созданием концепции, после чего инженеры переходят к расчетам и моделированию отдельных элементов и узлов. Постепенно все работы компонуются в общую сборку, а когда модель готова и утверждена — начинается процесс производства.

У Передовой инженерной школы электротранспорта большая производственная база, оснащенная современным оборудованием: производство композиционных материалов, механообработка (ручная и ЧПУ), сварка и резка металла.

Нам удалось пообщаться с представителями команды и узнать, как они применяют 3D-печать в своих разработках:

Изготовление единичных нестандартных деталей в некоторых случаях рациональнее с применением технологии 3D-печати. Использование композитных пластиков позволяет изготавливать функциональные детали — крепежные элементы, защитные крышки. Изготовление тех же элементов из других материалов с применением технологии литья может быть очень дорогостоящим, а использование токарных и фрезерных станков повлечет большую потерю материала. В основном мы используем различные композитные пластики (как угле-, так и стеклонаполненные), а также ABS и PLA.

polytech_4.jpg

При создании электромотоцикла MIG R2 инженеры активно использовали 3D-принтер Designer XL от PICASO 3D.

Были напечатаны следующие элементы:
  • крепление для аккумуляторных ячеек,
  • порт зарядного устройства байка,
  • защитные панели для батареи,
  • держатели приборной панели,
  • защита амортизатора,
  • обтекатели аэродинамические.
  • polytech_5.jpg

    Данные изделия штучные, нестандартные, при этом их можно изготовить из пластика. Создавая технику для спортивных соревнований, мы стремимся к максимальному облегчению прототипа. 3D-печать — часто менее затратный и более удобный способ производства: оборудовать часть помещения под 3D-печать гораздо проще, чем организовывать производство с использованием иных технологий. Также в нашем случае 3D-печать экономически обоснована: поскольку речь идет о штучных деталях и малой серии, печать намного выгоднее, чем, например, вакуумная формовка или литьё пластика.

    polytech_7.jpg

    10% всех деталей мотоцикла MIG R2 были напечатаны на 3D-принтере, и этот процент будет расти. На данный момент мы настроены интегрировать 3D-печать везде, где это возможно. В планах изготовить кузовные панели полностью с использованием технологии печати.

    *Т-образный работник — эксперт в одной (или более) областях, обладающий знаниями в других областях и способный сотрудничать с экспертами в других областях.

    polytech_last_600.jpg

    В статье использованы материалы Передовой инженерной школы электротранспорта Московского политеха, а также материалы:
    1. Презентация нового электромотоцикла MIG R2.
    2. Команда Московского Политеха протестировала электробайк MIG R2 в экстремальных условиях Байкала.
    3. В Московском Политехе создают передовую инженерную школу при поддержке индустриальных партнеров.